Законные способы снижения прибыли
Согласно положениям НК РФ (ст. 247), налог на прибыль уплачивается с разницы между доходами и расходами хозяйствующего субъекта. Последние должны быть документально подтвержденными, фактически понесенными и экономически оправданными. Чтобы избежать санкций со стороны контролирующих структур, не следует расширять их список, приведенный в гл. 25 НК РФ.
Существуют следующие проверенные на практике и относительно безопасные способы снижения прибыли в целях налогообложения:
• Формирование резервов
НК РФ оставляет организациям право формировать резервы на различные нужды: в качестве «подушки безопасности» по сомнительным долгам, на оплату отпускных персоналу, на выплату премиальных и другие нужды. Если компания использует метод начислений, ее доходы и расходы признаются тем периодом, когда были фактически понесены, вне зависимости от момента оплаты.
Используя инструмент резервов, фирма может то уменьшать, то увеличивать затраты, меняя величину прибыли в нужную сторону. Это поможет ей сэкономить на перечислении авансовых платежей по налогу на прибыль.
• Амортизация
Компания вправе применять повышенные коэффициенты амортизации в случае, если сумеет доказать налоговым органам, что определенные машины и станки используются наиболее интенсивно, подвержены негативному влиянию окружающей среды. Используя этот метод, фирма повышает текущие затраты и уменьшает прибыль, что дает возможность экономить на налоговых отчислениях.
Действующее законодательство дает хозяйствующем субъектам право списывать на внереализационные расходы траты, связанные с демонтажем, вывозом, утилизацией использованных основных средств. Эти суммы уменьшают налогооблагаемую базу, фискальная нагрузка на предприятие снижается.
• Расходы на аренду помещений
Распространенный способ снижения прибыли – искусственное увеличение затрат на аренду помещения, его коммунальное обслуживание, ремонт имущества, его поддержание в работоспособном состоянии. Практика показывает, что дополнительные расходы можно отразить по статьям «уборка помещений» и «вывоз мусора», которые в полном объеме учитываются при расчете налогооблагаемой базы.
• Маркетинг
Чтобы увеличить расходную часть и снизить прибыль, фирма может прибегнуть к услугам маркетолога. Она получит двойную выгоду: советы специалиста помогут усовершенствовать методики поиска клиентов и организации продаж, а стоимость его услуг будет включена в состав прочих затрат, непосредственно связанных с реализацией продукции (ст. 264 НК РФ), которые полностью учитываются при подсчете суммы налога. Единственный нюанс – необходимость доказать сотрудникам ИФНС, что понесенные траты были экономически обоснованы и актуальны в конкретный период времени.
• Форменная одежда
Внешний вид работников компании – один из способов борьбы за доверие покупателей. Приобретение форменной одежды – один из способов маркетинга и экономии на налоге на прибыль. Расходы, связанные с покупкой предметов гардероба, включаются в состав затрат на оплату труда (ст. 255 НК РФ) при условии, что последние выдаются работникам бесплатно или по минимальным ценам с дальнейшим переходом прав собственности к наемным специалистам.